Когда пять лет назад был избран темнокожий глава Белого дома, афроамериканцы неистово радовались, полагая, что отныне в стране настанет "пострасовая" эра. Трагический инцидент с застреленным полицейским юношей в пригороде Сент-Луиса снова показывает, что это лишь мечты, а продолжающиеся беспорядки и мародерство высвечивают массу специфических проблем "цветной" Америки, пишут СМИ.
"Голый по пояс мужчина, чье лицо закрыто черной банданой, выбегает из магазина Ferguson Market & Liquor с бутылками в руках. Другой в серой толстовке с капюшоном спокойно шагает с несколькими корзинами украденных товаров. На заднем плане молодые люди выписывают зигзаги на своих машинах, заставляя шины скрипеть. В нескольких шагах члены местной общественности и активисты партии "Новые черные пантеры" создали живой щит, чтобы не пустить мародеров в салон красоты", - повествует Le Temps, описывая "картины хаоса" из американского городка Фергюсон в пригороде Сент-Луиса (штат Миссури), где более недели назад чернокожий подросток был застрелен белым полицейским, после чего вспыхнули беспорядки.
Что же подогревает насилие? - пытается разобраться корреспондент Жюли Зог.
Эксперт из Университета Сент-Луиса Стефан Брэдли полагает, что "подростки видят в беспорядках способ быть услышанными. Поскольку на переднем плане стоят пожилые люди и лидеры общины, подросткам иногда кажется, что их голос теряется в общем шуме".
Гаретт Дункан из Университета Вашингтона в Сент-Луисе добавляет, что в Фергюсон продолжают прибывать молодые люди из других кварталов и из центра Сент-Луиса, и "их присутствие не имеет ничего общего с политической позицией - они просто хотят грабить".
Действия местной полиции также усугубили ситуацию. 15 августа полицейские, несмотря на возражения министерства юстиции, обнародовали имя застрелившего Брауна сотрудника и видеозапись, на которой видно, как Браун крадет в магазине коробку сигарилл.
"Этим шагом они, очевидно, хотели показать, что Майкл Браун заслуживал своей участи, - говорит Дункан. - Жители Фергюсона увидели в этом попытку очернить его репутацию, и их это прямо-таки взбесило".
"Неверный путь к восстановлению мира в Фергюсоне" - так озаглавлен редакционный комментарий в The Washington Times.
Расследование расстрела полицией Майкла Брауна 9 августа показывает, что, возможно, полицейский не выстрелил хладнокровно в спину ни в чем не повинному человеку: Браун только что совершил кражу, говорится в статье.
"Жители пригорода Сент-Луиса не поверили первоначальному полицейскому отчету, потому что у многих имелся опыт общения с копами, который нельзя назвать приятным. Этот район переполнен "полицейскими засадами", половину доходов которых обеспечивают штрафы за нарушение ПДД. Так что вместо доброжелательных представителей закона местные жители видят агрессивно настроенных сборщиков податей с большими пушками", - пишет издание.
Авторы редакционной статьи отмечают значительное вооружение оперативных групп полиции и превышение ими полномочий. "Никто не желает подвергать чрезмерному риску мужчин и женщин, служащих в правоохранительных органах, но ни одно сообщество не будет чувствовать себя комфортно с полицией, которая, кажется, превращается из силы, обеспечивающей общественную безопасность, в армию оккупантов прямо на глазах граждан".
В 1966 году Мартин Лютер Кинг начал кампанию против сегрегации в Чикаго, но его усилиям воспротивились мэр, а также пикетчики, которые не чуждались насилия, напоминает обозреватель The Guardian Гэри Янг. Кинг почувствовал, что идея ненасильственной борьбы теряет популярность у его сторонников, и заявил: "Те, кто делает мирную революцию невозможной, сделают насильственную революцию неизбежной". На следующий год в США произошло более 150 бунтов.
Янг переносится в день сегодняшний. В американском городе Фергюсоне, где полиция недавно застрелила безоружного чернокожего, накаляется обстановка. Полиция применила против демонстрантов слезоточивый газ, дымовые шашки и резиновые пули.
Протестующие уверяют, что действия полиции были беспричинными. Со своей стороны, губернатор штата Миссури Никсон так обосновал ввод Национальной гвардии в Фергюсон: "День надежды, молитв и мирных протестов был омрачен насильственными преступными деяниями организованной и растущей группы лиц, многие из которых - не из этого города и не из этого штата".
Автор комментирует: "В подобных заявлениях игнорируются природа, масштаб и истоки проблемы. Если 18-летнего юношу застрелили среди бела дня за то, что он шел посреди улицы с поднятыми руками, а власти штата спешно вывезли его убийцу из города, то жителям Фергюсона, очевидно, уже грозила "опасность" со стороны тех, кто готов совершать "предумышленные преступные деяния". "Те, кто сейчас призывает к порядку и законности, должны осознать, что порядка нет оттого, что люди с полицейскими значками творят беззаконие", говорится в статье.
Янг признает: в уличных беспорядках участвуют не только разгневанные люди и политические активисты, но и конъюнктурщики, самозваные "мачо" и любители приключений. Но, по его словам, Фергюсон был оккупированным городом: "большинство населения - чернокожие, а все властные структуры укомплектованы белыми".
Ни один здравомыслящий человек не хочет новых силовых акций протеста. Но никто также не хочет, чтобы другие повторили судьбу Майкла Брауна. "И эти две вещи - насилие государства и насилие улицы - взаимосвязаны. "Бунт - язык тех, кого не слышат", - говорил Мартин Лютер Кинг. Рядовые жители Фергюсона имеют крайне мало каналов, по которым можно высказаться - теперь вопрос в том, прислушивается ли к ним кто-то, подытоживает автор.
"Американский президент знает, как чувствует себя чернокожее население в Америке - как белые закрываются у себя в машинах, когда к ним подходят чернокожие, как пожилые женщины прижимают к себе сумочку, если приходится ехать в лифте с афроамериканцем, как белые зачастую начинают паниковать при встрече с чернокожими парнями, одетыми в куртки с капюшонами. Поэтому, когда пять лет назад новым президентом стал Барак Обама, чернокожие американцы неистово радовались: оптимисты полагали, что отныне настанет эра пострасовой Америки. Однако недавние события в штате Миссури показали, что эта теория оказалась грезами", - пишет корреспондент немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung Николас Рихтер.
Обстоятельства случившегося в Фергюсоне пока что неясны, однако, с точки зрения местных жителей, "убийство Майкла Брауна является самым ужасным симптомом нездоровья городка, в котором четыре десятка белых полицейских контролируют преимущественно черное население, практикуя издевательское, а не уважительное отношение", говорится в статье. Фергюсон, в свою очередь, представляет собой "симптом американского общества, в котором последнее слово остается за белыми".
Нынешний президент редко говорит о цвете кожи и еще реже дает какие-либо обещания. "Выражения сочувствия, вроде того, что Обама озвучил год назад по поводу аналогичного убийства Трейвона Мартина, мало что объясняют и ничего не говорят о том, что же будет дальше", - отмечает чернокожий профессор права Рэнделл Кеннеди. Он считает, что у Обамы "нет какой-либо четкой программы" в этой сфере.
Для Обамы главное - "развеять подозрения, что его цвет кожи делает его предвзятым", говорится в статье. Он видит себя не в качестве президента чернокожих американцев, в качестве первого чернокожего президента США. Еще во время первой предвыборной кампании он критиковал афроамериканцев за то, что они сидят по домам и довольствуются посредственным успехом в жизни. Многие чернокожие наблюдатели считают, что в первую очередь "он просто доказывает белому населению и избирателям, что он надежен", заключает автор.
|