Чем опасен для нашей страны Европейский энергетический союз?
В среду, 25 февраля, Еврокомиссия (ЕК) опубликовала первый официальный документ, в котором описаны конкретные меры по созданию Европейского энергетического союза. Новая концепция не только не потеряла откровенно антироссийской направленности, но и опирается на реалистичные и опасные для РФ идеи.
Вот как выглядят основные пункты документа:
– ЕК хочет получить значительную часть суверенных полномочий государств ЕС для проведения внешней энергополитики союза. «Когда ЕС обсуждает соглашения со странами, которые важны с точки зрения безопасности энергопоставок, Еврокомиссия намерена в приоритетном порядке обсуждать вопросы доступа к ресурсам», – говорится в документе.
– По мнению ЕК, союзу нужно добиться стратегического сотрудничества с Алжиром, Турцией, Азербайджаном, Туркменией и странами Ближнего Востока. Вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович заявил даже, что в будущем надеется на поставки газа из Ирана, который сейчас находится под санкциями, в том числе европейскими. А трехсторонний меморандум по строительству Транскаспийского газопровода между Туркменией и Азербайджаном (с дальнейшим экспортом в Европу) ЕК собирается подписать уже в 2014 году.
– Россия – нынешний крупнейший поставщик нефтепродуктов и газа и один из крупнейших поставщиков угля и ядерного топлива в Европу — в число стратегических партнеров не вошла. «ЕС рассмотрит переформатирование энергетических отношений с Россией, когда сложатся подходящие условия», – это единственное место в документе, где упоминается РФ.
– ЕК собирается на самой ранней стадии получать информацию о готовящихся межправительственных соглашениях в сфере энергетики между государствами ЕС и третьими странами. Сейчас ЕК получает копии таких соглашений только после их подписания. Комиссия хочет участвовать в переговорах и влиять на содержание соглашений.
– ЕК предлагает изменить европейское законодательство (Security of Gas Supply Regulation от 2010 года), чтобы заставить газовые компании публиковать существенные условия контрактов на закупку газа. По словам Шефчовича, следует сделать прозрачными цены, объемы и условия поставки.
– ЕК, кроме того, намерена ускорить внедрение Третьего энергопакета и увеличить полномочия ACER – совместного агентства европейских энергетических регуляторов. Пока внутри ЕС энергетика в основном регулируется на местном уровне, а ACER выполняет рекомендательные функции.
Если эти идеи будут реализованы, они поставят под угрозу всю схему поставок российского газа в ЕС. Сейчас долгосрочные зарубежные контракты российских компаний по поставкам нефти и газа подтверждаются межправительственными соглашениями. Если ЕК сможет влиять на содержание соглашений и контрактов, она получит инструмент для давления на импортеров. Например, сможет вынудить «Газпром» согласиться на определенный уровень цен и условия поставки (возможность виртуального реверса газа, спотовое ценообразование и другое).
Насколько реально опасен Европейский энергетический союз для России, сможет ли ЕС в перспективе обходиться без российской нефти и газа?
– Европейцы, конечно, хотели бы избавиться от зависимости от российского газа, – отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Поставки «Газпрома» составляют 30% европейского газового рынка, а сам российский концерн – крупнейший поставщик газа в ЕС. Но потеснить «Газпром» не получается – альтернативные поставщики по разным причинам не увеличивают поставки. У одних, как у Алжира, растет собственное потребление. Другие, как Катар, все больше газа начинают поставлять в Азию, потому что цены на азиатских рынках выше. И, как ни крути, Европе снова приходится покупать газ у России.
— Что европейцы задумали на этот раз?
– В Европе давно идет борьба за полномочия между национальными правительствами и Еврокомиссией, которая представляет интересы всего ЕС. Сейчас за международные нефтегазовые контракты отвечают правительства стран, которые входят в состав Евросоюза. ЕК давно пытается переключить эти права на себя, чтобы стать монопольным покупателем газа и диктовать условия поставщикам.
Европейские правительства не особенно хотят эти права уступать, но поскольку ЕК обладает полным правом регулировать газовый рынок на территории ЕС, комиссия последовательно и небезуспешно давит на национальных игроков.
То, что ЕК предлагает сейчас – очередной шаг в этом направлении. Теперь Еврокомиссия хочет влезать во все контракты между коммерческими компаниями и проверять эти контракты на соответствие своим требованиям.
Я так понимаю, что ЕК хочет идти в направлении выравнивания цен для всех потребителей в Евросоюзе. Но остается открытым вопрос: по какому уровню эти цены равнять? Сейчас самые выгодные цены на газ у Германии. Это обусловлено тем, что ФРГ покупает наибольший объем российского газа и дает «Газпрому» возможность продавать газ конечному потребителю.
Другие европейские страны, – которые покупают мало газа, и не дают «Газпрому» работать с конечными потребителями на рынках своих стран, – имеют более высокую цену на голубое топливо.
Непонятно, будет ли ЕК выравнивать цены по среднему показателю, или попытается опустить цену газа для всех европейцев до уровня Германии? Соответственно, непонятно, должны ли от этого выиграть все, кроме России, или вместе с Россией должна пострадать еще и ФРГ?
— То есть, Еврокомиссия будет пересматривать уже заключенные контракты?
– Совершенно верно. То, что сейчас предлагает ЕК, означает, что еврокомиссары влезут во все контракты, даже заключенные десятилетия назад, и начнут что-то в них менять.
Но есть и проблема. Согласно мировой правовой практике, если одна сторона пересматривает условия контракта, другая в ответ также вправе выдвинуть новые условия. Это означает, что впереди большой торг между Еврокомиссией и странами, которые входят в состав ЕС, между национальными компаниями, которые занимаются газовым бизнесом, и между Россией и Европой. Все эти стороны будут пытаться свои интересы заново отстаивать, и чем торг закончится, сейчас сказать практически невозможно.
— ЕК исключила Россию из числа стратегических партнеров. О чем это говорит?
– ЕК – орган проамериканский. А установка США проста: Россия – это враг. Европейский бизнес говорит о другом – о том, что с русскими надо дружить, реализовывать совместные проекты. Но сейчас в Европе на первом месте политика, а не экономика.
— Новые потенциальные стратегические партнеры ЕК – Азербайджан, Туркмения, Иран – могут в перспективе потеснить «Газпром»?
– Пока у этих партнеров нет ни одного реального крупного проекта, за исключением газопровода из азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Но надо понимать: азербайджанский газ дойдет до Европы только в объеме 10 млрд. кубометров в год, и произойдет это не раньше 2020 года. Из этого количества 1 млрд. достанется Греции, 9 млрд. – жителям Юга Италии, которым он заместит снижение поставок газа из Ливии и Алжира.
Поэтому едва ли азербайджанский газ сильно ударит по российским интересам. Тем более, добыча на месторождении Шах-Дениз к 2020 году начнет сокращаться, и Азербайджану понадобится больше газа – как для внутреннего потребления, так и для того, чтобы снабжать голубым топливом традиционных покупателей – Грузию и Турцию. Я не исключаю поэтому, что и 10 млрд. кубов газа из Азербайджана Европа не получит.
А рассуждения о том, что в Европу может прийти газ из Туркмении, Ирана, Ирака – вообще ни на чем пока не основаны…
– Решение создать Европейский энергетический союз – чисто политическое, и говорит оно об ангажированности Брюсселя, – считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – От нового еврокомиссара по энергетике Мароша Шефчовича, который сменил на этом посту Гюнтера Эттингера, ждали прагматичных подходов и большей свободы для газового рынка. Но в реальности политика Шефчовича приобрела явный антироссийский крен.
«Газпром», в свою очередь, реагирует на политическую напряженность в Европе – разворачивается в сторону рынков Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь, китайского. И я не исключаю, что лет через пять мы услышим вопли ЕС: дайте нам газ! Но будет, увы, поздно.
— Почему вы так считаете?
– Ставка европейцев на сжиженный ближневосточный газ явно не сработала – этот газ оказался на азиатских рынках. Кроме того, внутреннее производство энергоресурсов в Европе неуклонно падает. Расчет же ЕК на газ из Азербайджана или Туркмении – тоже весьма эфемерен.
Напомню: в 2009 году, после газового кризиса, связанного с проблемой транзита через Украину, ЕС приняли план диверсификации газовых поставок. С тех пор европейцы пытались уйти от «Газпрома», – в частности, приняли для этого Третий энергопакет. И что получилось в итоге? В 2013-м году «Газпром» установил рекорд по поставкам газа в Евросоюз.
Думаю, примерно тем же может окончиться и новая стратегия, предусматривающая создание Европейского энергетического союза.
Повторюсь: она связана, в первую очередь, с политикой и является инструментом нагнетания напряженности в отношениях Россия-ЕС. Удивляет меня и другое. Вместо того чтобы упрощать бюрократическую машину, европейцы занимаются ее раздуванием.
В результате газовый рынок ЕС будет еще более зарегулирован, и работать на нем будет сложнее. На мой взгляд, это придумано и направлено исключительно против России…
|