Парламентская делегация Российской Федерации во главе с председателем Комитета по международным делам Михаилом Маргеловым 10 февраля посетила Катар для обсуждения перспектив развития двусторонних отношений в политической и торгово-экономической областях.
До последнего времени отношения России и Катара переживали длительный кризис, начавшийся после ликвидации бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Яндарбиева 13 февраля в столице Катара Дохе. Разногласия межу странами обострились во время сирийского конфликта, в котором Катар активно поддерживает вооруженную оппозицию и различные радикальные исламистские группировки.
При этом несмотря на небольшие размеры, Катар является экономическим игроком глобального масштаба. Одну из основных позиций в катарской экономике занимает продажа природного газа (Катар находится на шестом месте в мире по экспорту природного газа, на третьем по его запасам и на первом по экспорту сжиженного природного газа). Катар заинтересован в налаживании отношений с Россией, особенно в период глобального экономического кризиса. И тому есть немало причин.
Во-первых, правительство Катара понимает, что тяжело противостоять экономике такого большого государства, как Россия. В настоящее время главный союзник Катара – США – испытывает большие финансовые затруднения. В 2011 – 2014 гг. американские власти уже несколько раз увеличивали предельный уровень государственного долга, что негативно отразилось на развитии программ сотрудничества с зарубежными странами, в том числе и с Катаром.
Во-вторых, катарские шейхи осознают, что на фоне событий в Сирии авторитет России вырос, как в мире, так и в ближневосточном регионе. Они понимают, что финансируемая ими революция в Сирии провалилась, следовательно, они не смогут протянуть трубы для поставки природного газа в Европу через территорию Сирии, а значит, не получится отнять часть газового рынка у России. Соответственно, катарской стороне выгодно и необходимо договариваться с РФ о сотрудничестве в газовой сфере.
В-третьих, в самом Катаре в июне 2013 года произошли политические изменения, вызванные отречением от власти бывшего эмира Катара шейха Хамада Бен-Халифа Аль Тани, который досрочно передал правление страной своему сыну наследному принцу Тамиму. За сменой правителя последовали кадровые перестановки на всех ключевых государственных постах, изменился и внешнеполитический курс. Ливанское издание As-Safir в октябре прошлого года сообщило, что эмир Катара шейх Тамим передал через палестинское руководство письмо президенту Сирии Башару Асаду с предложением о нормализации отношений между странами. Наметилось потепление и в отношениях между Катаром и Россией.
В-четвертых, Россию и Катар объединяет большое количество сфер, представляющих взаимный интерес. Это и сотрудничество России с участниками Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) по вопросам добычи и экспорта нефти, и контроль над экспортом природного газа в рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), а также организация и проведение значимых международных спортивных мероприятий. Именно у Росси в 2018 году катарские специалисты будут перенимать опыт организации и проведения чемпионата мира по футболу.
При этом у России и Катаре есть опыт позитивного и динамичного сотрудничества. Стороны планировали заключение ряда контрактов в области вооружения и военной техники, атомной энергетики, координации действий на мировом газовом рынке.
По мнению председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова, "у сотрудничества между Россией и Катаром есть перспективы". В качестве положительного фактора Маргелов отметил открытие в прошлом году в Дохе регионального представительства ОАО "Газпром".
Хотя развитие российско-катарских связей осложнено многими международными проблемами, позитивный опыт парламентской дипломатии может растопить лёд в отношениях двух стран, что позволит перейти к плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству, в том числе и в нефтегазовой отрасли. На это надеются как российские, так и катарские энергетики.
|