Американская ExxonMobil заявила, что из-за санкций сворачивает почти всю деятельность в России. Компания вышла из девяти совместных проектов с «Роснефтью».
Представитель Exxon Алан Джефферс заявил, что компания выполнила требование властей США по сворачиванию деятельности в России, и к 26 сентября вышла из большинства совместных проектов с «Роснефтью». В соответствии со стратегическим соглашением между ExxonMobil и «Роснефтью» было 10 совместных проектов, включая геологоразведку и освоение российского шельфа в Черном море и в Арктике, а также проекты в Западной Сибири. Сворачивание работ по девяти из 10 проектов завершилось к 26 сентября, подчеркнул он. Исключение составила только разведочная скважина «Университетская-1» в Карском море, бурение которой было в продвинутой стадии, поэтому Минфин США предоставил компании отсрочку для безопасного сворачивания работ. Как раз накануне Exxon и «Роснефть» закончили бурение, предварительная оценка ресурсной базы месторождения, которое назвали «Победа», составила 38 млрд куб. м газа и более 100 млн т нефти.
12 сентября Минфин США запретил американским фирмам поставлять в Россию оборудование и технологии, а также предоставлять услуги, если они будут использоваться в арктических, глубоководных или сланцевых проектах. В частности, больше нельзя оказывать буровые, геофизические, геологические, логистические и управленческие услуги. На выполнение этих требований у американцев было две недели — до 26 сентября.
Джефферс не стал комментировать, как сворачивание операций в России скажется на показателях Exxon и будет ли отзываться американский персонал из России. Американские санкции не коснулись проекта «Сахалин-1», в котором Exxon владеет 30% и выступает оператором проекта, отметил лишь он. А президент «Роснефти» Игорь Сечин уже заявил в интервью ИТАР-ТАСС, что если кто-то из партнеров будет вынужден уйти из совместных проектов, у него будет «опцион на возврат».
«Роснефть» и ExxonMobil подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве летом 2011 года. Оно предусматривает геологоразведку и освоение трех лицензионных участков «Роснефти» в Карском (Восточно-Приновоземельские 1, 2 и 3) и Черном морях (Туапсинский лицензионный участок). Доля участия «Роснефти» в этих проектах — 66,7%, ExxonMobil — 33,3%. В прошлом году они подписали соглашение об участии американской компании в освоении еще семи участков на российском шельфе: Северо-Врангелевском-1, Северо-Врангелевском-2 и Южно-Чукотском в Чукотском море, Усть-Оленекском, Усть-Ленском и Анисинско-Новосибирском в море Лаптевых и Северо-Карском блоке в Карском море. Кроме того, «Роснефть» и Exxon создали СП «Тризнефть Пилот» для реализации проекта опытной добычи запасов трудноизвлекаемой нефти в Западной Сибири (51% и 49% соответственно).
«Роснефть» и Exxon планировали пробурить до 40 разведочных скважин на российском шельфе до конца 2018 года. Exxon владеет 33% совместного предприятия «Карморнефтегаз», которое ведет работы в Карском море и оплачивает большинство расходов на геологоразведку («Университетская-1» обойдется компании более чем в $600 млн). В целом контракт компаний по геологоразведке оценивается в $3,2 млрд.
|